Кто самый лучший специалист по раннему развитию малыша, причем, как умственного, так и физического? Это его мамочка.
Конечно, хорошо, если рядом с домом есть развивающий центр, с опытными педагогами и изобилием развивающих пособий. Но многие мамы не хуже опытных учителей помогают своим малышам открывать этот многообразный мир! Мы с радостью подскажем вам, как организовать веселые, развивающие и познавательные "уроки", игры и упражнения для малыша, которому исполнилось 9–10 месяцев.
►Кто спрятался?
Для первой игры "Кто заблудился?" подготовьте магнитофон с записанным вашим голосом каким-то звукоподражанием (например, "му-у" или "мяу-у") в течение нескольких минут. Спрячьте магнитофон в укромном местечке в комнате и поставьте за ним игрушечную корову или кошку. Кроха должен по звуку найти "заблудившееся" животное. Обнаруженная игрушка станет настоящим вознаграждением для маленького любознательного следопыта. Эта игра хорошо развивает детскую речь, слуховое сосредоточение и ориентировку в пространстве. При повторных играх просто поменяйте звукоподражание на новое. Например, хрюши.
Чтобы малыш учился понимать обращенную к нему речь, а также для развития его координации, попробуйте поиграть в "Шмеля". Вырежьте шмеля из открытки или журнала, приклейте на картон и (по возможности) обтяните пленкой. Затем закрепите на веревочке длиной не более 40 см. Подготовьте аудиозапись музыкальной композиции Римского-Корсакова "Полет шмеля" и в такт музыке крутите шмеля на веревочке и жужжите. В конце шмель "улетает" (незаметно для крохи спрячьте его в комнате, оставляя видимым для ребенка только кусочек открытки). Малыш должен найти шмеля. Когда кроха приближается, вы жужжите сильнее и эмоциональнее, а когда удаляется — тише и грустнее.
✔"Поможем маме" — эта игра знакомит малыша с основными свойствами предметов и развивает его мышление. Приготовьте два больших пластмассовых ведра: одно — круглой, другое — квадратной формы, и подберите различные квадратные и круглые предметы и игрушки, например: мячики, клубочки, шарики, яблоки, кубики и т.д. Разбросайте их по комнате, дайте малышу возможность потрогать их, попробовать на вкус и только затем предложите помочь вам убраться. Все квадратное собирайте в ведро с квадратным основанием, а круглое — с круглым. Не забывайте постоянно рассказывать крохе о том, что он ощущает.
✔Следующая игра — "Веселые пузыри" — отличное развлечение и в то же время учение. Она прекрасно развивает зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику. Взрослый пускает мыльные пузыри, а ребенок ловит их, хлопая в ладоши.
✔Эти же развивающие задачи решает игра "Веселые фрукты". Для игры приготовьте круглые фрукты, которые уже введены в рацион вашего малыша, и тазик с водой. Предложите крохе катить, например, яблоко по столу, к краю которого подставлен тазик с водой. Когда яблочко упадет в воду, достаньте его и опять отдайте ребенку.
► С песнями и танцами
Для игры "Цыплятки" подготовьте много мелких предметов различной формы: фасоль, горох, маленькие кусочки бумажки и т.д. (Обязательно следите, чтобы малыш не тащил их в рот!) Предложите своему крошке побыть маленьким цыпленочком на лужайке и собрать все-все предметы, приговаривая: "Пи-пи-пи". Интересно, кто быстрее?
✔А теперь немного музыки! Веселые музыкальные игры можно проводить с малышом уже с 3–4 месяцев. "Уроки" начинайте с танцевальных движений с крохой на руках под песенки из музыкальных сказок. Обязательно включайте в свой танец движения игрушек из этой сказки.
К 8 месяцам к танцам присоединяйте пение, но для более эффективного развития речи пропевайте своему карапузу не текст песенки, а только один слог, например: "гоп", "топ", "хлоп" и т.д.
✔А завершить день знаний лучше всего увлекательной игрой в ванной комнате "Тонет — не тонет". Подберите любые предметы — от чайной ложки, различных резиновых игрушек до пластмассовой расчески — и добро пожаловать в настоящую "лабораторию"! Наполните ванную теплой водой. Пусть малыш кидает предмет в воду: если тот утонет, у крохи появится естественное желание взять предмет — таким образом легко формируются различные хватательные движения. А если предмет останется на поверхности, учите малыша дуть на него — это способствует развитию правильного речевого дыхания. Помимо этого малыш познакомится с основными свойствами предметов.
И самое главное, не беспокойтесь, если вначале у малыша нет реакции на ваши совместные уроки или он чего-то не понимает. Просто будьте рядом с ребенком, рассказывайте и объясняйте ему как можно больше.
► Увлекательный фитбол
Обычный резиновый мячик может оказаться интересным подспорьем в семейных играх. Мячик диаметром.
60–70 см яркой расцветки из плотной резины может стать как увлекательной игрушкой, так и оригинальным физическим снарядом для малыша. Достоинствами фитбола являются его компактность (легко сдувается и надувается), легкость и универсальность в использовании, яркая игрушка, мебель, массажный "стол", снаряд и мяч. Занятия с младенцем на фитболе помогают "распрямить ножки", тренируют вестибулярный аппарат, кроме того, это хорошая профилактика заболеваний опорно-двигательной системы. Совсем крохотные тянут головку, оказавшись на шаге, а годовалые "ходуны" уже вовсю сами прыгают на мяч.
✔Игра и одновременно упражнение "Туда-сюда на животе" отлично тренируют вестибулярный аппарат. Малыш лежит на мяче животиком вниз, мама или папа кладут руку ему на спинку, удерживая кроху и покачивая его на фитболе вперед-назад, вправо и влево. Потом по кругу. Это упражнение помогает справиться с "газиками", при условии, что проводится через 30–40 минут после еды. Повторяйте упражнения, пока вам или малышу не надоест.
"Туда-сюда на спине" — теперь переверните малыша и положите его на спинку. Увидите сразу, как он напрягает пресс, пытаясь встать. Тоже покачайте в разные стороны, расслабляя мышцы спины. Вообще фитбол — очень ценный снаряд для расслабления и профилактики микросмещений позвоночника.
✔"Пружинка" — ребенок лежит животом вниз на мяче. Здесь понадобится правильный захват ножек — такие захваты "вилочкой" применяются в динамической гимнастике. Лодыжку зажимаете между указательным и средним пальцем. Большой палец "замыкает" кольцо вокруг ножки ребенка. если описание захвата кажется слишком сложным, просто возьмите кроху за лодыжки, и ждите, когда он распрямит ножки, отталкиваясь от ваших ладоней. получаются прыжки-пружинки. В три-пять месяцев детки входят во вкус таких экзерсисов, помогают вам. Пружинку можно делать и на спине, тогда полугодовалый малыш обычно стремится подняться — в результате работают нужные мышцы.
✔Для сидячих и ходячих младенцев есть упражнение посложнее — "Тачка" — животом вниз. ребенок упирается руками в мячик, а вы поднимаете ноги, как будто у вас в руках "тачка". Порой бывает трудно удержать равновесие.
✔Следующая игра — "Прыг-скок". В любом возрасте кладете малыша на мяч — неважно, животом или спинкой вниз. Раскрытую ладонь сверху, как в первом упражнении — и пружините малыша вместе с мячиком, весело подпевая "прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок". Впрочем, воплощать слова песни в жизнь не стоит... Ремонт нынче дорог.
✔Другая забавная игра-упражнение — "На цыпочках" — поможет развить умение держать равновесие и потренирует голеностопный сустав. С годовалым ребенком (или старшими детишками) можно походить на мяче с вашей страховкой. Малыш встает на мяч, вы держите его за ручки (снаряд фиксируете коленями), а ребенок пытается ходить. Упражнение можно усложнить: попросив ребенка подняться на цыпочки, как девочка из картины Пикассо.
✔Вариации на тему первых упражнений-игр — "Растяжки". Малыша качаем на спине, только боком — правым или левым. "Лягушка" — малыш садится на мяч, удерживая себя ногами, и пытается прыгать, сидя на нем. В это время вы его страхуете. Также мячик можно использовать как игрушку — кидать друг в друга, катать его по земле или по полу. Обычно хохот не прекращается. И ваш малыш будет заряжен радостью и положительными эмоциями. Кроме того, вы самостоятельно и без особого труда подтянете его физическую форму, разовьете определенные мышцы. Не бойтесь экспериментировать в стенах дома. Искренне радуйтесь любым успехам вашего малыша, и даже если кроха проявил любопытство. Ведь разбудить его естественный познавательный интерес и есть основная задача раннего развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий