пятница, 21 марта 2014 г.

О БЛИЗОСТИ С ДЕТЬМИ

Для меня самое главное в родительстве – это близость. Беречь, поддерживать близость с ребенком.

И я сегодня для себя как-то четко вывела, из чего она у меня состоит, что мне важно. Для чувствования, что я даю все здоровые факторы своему ребенку.

Мне важно разговаривать с детьми. Это как бывает и с другими родственниками в семье. Бывает, что и с мужем со своим живешь вместе, а не разговариваешь. Про то, как дела на работе и что сегодня было, – пожалуйста, ежедневный вечерний моцион. А дальше утыкаемся каждый в свой экран и спать. Изредка от избытка энергии – премия на работе, день рождения свекрови с семейным банкетом – можно вечером и устроить “близость”, физическую. Иногда даже, чуть-чуть на окситоцине, поговорить о том о сем, чуть глубже, чем “какдела” – типа, а поехали летом на море. А разговоров о том: что тебя впечатлило сегодня? а что ты думаешь о своей жизни? а что ты чувствуешь в связи с тем, что у тебя на работе? что у тебя на душе? – это более редкие вопросы.

С детьми мы тоже не всегда разговариваем, особенно, когда они взрослеют. Офис и школа – вечером валимся от усталости, завтра то же самое, выходные – дела по дому и отходняк в инете. Я гадкую картину описываю? Может, так не у всех, но тенденция определенно имеется.




И я поняла, что мне важно не разучиться задавать вопросы своим детям чуть шире, чем: “Как дела в школе?”, “Что варить на ужин – гречку или рис?” и “Ты уже убрался в комнате?”. Мне важно спрашивать: “Что тебя тревожит?” и ” Что тебя радует?”, “Что тебе особенно понравилось сегодня?” и “О чем ты мечтаешь?”.

Мне кажется, именно в таких разговорах ребенка можно научить задумываться о том, что у него происходит в душе, и научить “работать” с этим – проживать чувства, обнаруживать потребности, находить решения проблем. Научить ребенка контакту с собой и словесному выражению себя – другому, близкому. Научить его близости с собой и с другим.
Мне видится идеальным для этих неспешных и интимных разговоров – покров темноты, перед сном.

И еще это отличный способ научить ребенка так решать свои проблемы и так реагировать, как нам бы хотелось ему это дать: свои ценности, свои этические и моральные нормы, свое мировоззрение. А может, и взять у ребенка что-то из его мировоззрения.

Еще вариант пассивного общения – это смотреть вместе мульфильмы, ролики на ютюбе, читать книги и ключевое – обсуждать это с детьми. Мы смотрели выступление фигуристов на Олимпиаде, смотрели вместе даже масяню и читаем обыкновенные хорошие детские книги. И так у нас получается и изучать новое, и говорить о политике, о ценностях человека, и про чувство юмора, и про пошлость, и про различные-различные ситуации. Мне стало нравиться не отключаться от детей за компьютером, а использовать это как возможность для сближения.

Мне важно есть всем вместе за столом. И обязательно(!) разрешать разговаривать во время еды))). Прием пищи – выработка окситоцина (привет Одену): каждый раз во время трапезы мы запечатлеваем друг друга с точки зрения привязанности, эдакий микроимпринтинг. Это и традиции, и семья вместе. Мне важно кормить детей вкусно и здорово. И при этом не безумствовать и все же разрешать любые вредности, чтобы потом в подростковом возрасте ребенок не “дорвался” до всей химии.

Мне важно окружать детей повышенным вниманием и заботой, когда они болеют. Мне важно не лечить их ничем, потому что я сохраняю так природные силы в их организме.

Мне важно гулять с ними и принимать гостей и ходить в них, напитываясь впечатлениями, не зацикливаясь друг на друге, набираясь совместного опыта, приключений. Сегодня вот в магазине разбили 16 яиц))).

Мне важно быть “легкой” в материнстве, не ставя между нами интеллектуализированные теории о развитии, привязанности, техниках воспитания и прочем, о чем надо думать. Мне важно чувствовать. Чувствовать, что чувствуют мои дети, каково им может быть сейчас. Помнить себя в детстве и свои чувства, ставить себя на их место.

Не оценивать их, не втискивать ни в какие “примерки”, не растить из них умных или развитых, или уж тем более “хороших”, “успешных” и “достойных” личностей. Мне важно вырастить человека человеком. Мне важно сохранить в нем человека, а не развить. То природное чувствование своего тела, своей души и своего… духа (дети ведь очень… “религиозны”), которое есть в нас изначально. Напитать их любовью и безопасностью, чтобы осталась и изначальная любовь к себе (дай то Бог, чтобы для них это было как воздух и не становилось ни тегом в соцсети, ни определенным вычлененным понятием), и любовь к другим, и к самой жизни. Чтобы была честность и близость – также – с собой, с родными и друзьями и с миром. Все остальное – приложится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий