Сюжетно - ролевые, режиссерские игры, драматизации.
Это нужно знать всем! Очень содержательные и ценные рекомендации из книги известнейшего детского психолога Л. А. Венгера, автора программ "Развитие" и "Одаренный ребенок"
РАЗДЕЛ 1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА.
Пятилетний возраст, по мнению психологов,— возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети начинают разыгрывать сложные сюжеты, внося в них разнообразное и развернутое содержание. Так что название «дочки-матери» мы оставляем чисто условно, для связи с предыдущими книжками. Куда интереснее пятилетним дошкольникам играть в «космонавтов»... или в «Золушку», «Ивана-царевича»... И первая задача родителей — дать им материал для таких игр, познакомить с событиями в жизни нашей страны, с разными видами труда взрослых, со сказочными сюжетами. В этом помогут детские книжки, телепередачи, наблюдения на прогулках, ваши собственные рассказы.
Основные приемы руководства игрой, помощи ребенку в ее развертывании остаются прежними. Это — всемерное обогащение содержания игр, достигаемое путем введения в игру новых ролей и новых ситуаций, , «подсказывание» ребенку (главным образом путем личного примера) условных, сокращенных способов выполнения игровых действий. При этом пятилетнему ребенку и игровой материал лучше предлагать более условный, чем четырехлетке,— теперь важно, чтобы игрушка, скорее, «намекала» на определенные действия, чем была «буквально» похожа на реальный предмет. Значительно большие возможности появляются в этом возрасте и для изготовления ребенком игрушек-самоделок.
Наиболее важное изменение в игре, которому могут способствовать родители,— переход к ее развернутому предварительному планированию. И здесь снова помогут схемы отношений между ролями.. Такие схемы содержат 2—3 кружка, обозначающих персонажей, которые будут участвовать в игре. Соотношение кружков по величине отражает отношения ответственности и подчинения между персонажами: основной персонаж (главная роль) обозначается большим кружком, остальные — меньшими кружками в зависимости от степени значимости. Если для предыдущего возраста мы рекомендовали применять готовые схемы, то теперь можно перейти к вычерчиванию таких схем вместе с ребенком (а потом и самим ребенком без вашей помощи).
Но главное, чтобы составление схем не было просто упражнениями в рисовании. В его ходе должна идти живая беседа о том, что делает каждый из персонажей, как они относятся друг к другу, как это будет отражено в игре.
Не исключено, что перед ребенком возникнут технические трудности, кружки будут получаться кривыми. В этом случае вместо рисования можно прибегнуть к раскладыванию заранее подготовленных картонных кружков.
Не забудьте, что схема нужна только при обсуждении плана игры. В самом ее ходе обращение к схеме может только повредить, нарушить развертывание живой фантазии ребенка. Разыграть схему, содержащую несколько ролей, вам вдвоем с ребенком удастся, конечно, только при условии смены ролей по ходу игры. Некоторые роли могут исполнять куклы. Еще лучше, если удастся привлечь к участию в игре других детей.
ЭТО ВАЖНО: Не навязывайте ребенку рисование схем, если это его не заинтересует. Ведь схема — только вспомогательный материал, организующий построение замысла.
РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕХОД ИГРЫ "ВНУТРЬ". РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА.
Сюжетно-ролевая игра — сложная, многоплановая деятельность. И она «растет», развивается в разных направлениях. Одно из таких направлений ведет от развернутой игры к игре «в уме», в собственном воображении. Далеко не всегда стоит помогать ребенку, вмешиваться в его замыслы. В пять лет дети, как правило, способны обходиться и без партнеров, а иногда даже без видимых со стороны действий.
Вот как описывает, например, поведение сыНа, которому только что исполнилось шесть, психолог В. С. Мухина.
«Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Тихо лежит около часа.
— Что ты делаешь? Ты заболел?
— Нет. Я играю.
— Как же ты играешь?
— Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».
Этот переход игры «внутрь» — важная веха умственного развития ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Могут ли родители способствовать такому переходу? Конечно. Купите сыну разнообразных солдатиков, и пусть он «командует» сражающимися армиями. Или подскажите ему, что можно поиграть с шахматными фигурами, среди которых есть и короли, и королевы, и офицеры, и всадники. Речь идет в данном случае не об игре в шахматы, а об использовании шахматных фигур в сюжетной игре. Попробуем представить себе, как можно помочь ребенку организовать такую игру.
Папа высыпал на стол шахматные фигуры.
— Смотри, Миша. Этими фигурами играют во «взрослую» игру — шахматы. Это — очень трудная игра. Когда ты немножко подрастешь, я тебя научу в нее играть. А пока с фигурами можно играть и по-другому. Вот эта фигура — король. А это — королева. Видишь, они выше всех. А вот офицеры — они как будто в шлемах. Коня ты, конечно, сразу узнал. У нас это будут всадники — воины на конях. Есть еще фигуры, похожие на башни. Пусть это будут стражи, охраняющие вход в королевский дворец. А остальные все одинаковые. Это — солдаты, слуги короля и королевы и вообще любые люди, которые приходят во дворец. Фигуры есть белые и черные — здесь целых два королевства.
Давай поиграем. Будто белый король хочет пригласить к себе в гости черного короля. С этой стороны у нас будет белое королевство и дворец, около которого стоят стражи. А с этой стороны — черное королевство. Как ты думаешь, кого пошлет белый король к черному королю, чтобы его пригласить к себе в гости?
— Наверное, человека на лошади, чтобы быстрее доехал.
— Хорошо. Вот белый король позвал к себе всадника и говорит: «Скачи скорее к соседнему королю. Скажи, что у меня будет праздник и я его приглашаю в гости». И всадник прискакал. А стража его остановила: «Откуда вы прискакали и зачем вам нужно во дворец?» Что он ответил?
— Меня послал король. Он хочет пригласить вашего короля в гости.
— Пожалуйста,— говорят стражи,— проезжайте...
Игра разворачивается дальше. Не беда, что на первых порах придумывать разные ситуации придется в основном родителям. Скоро и сам ребенок овладеет этим искусством. Его нужно активно вовлекать в игру, постепенно приучая думать и говорить за персонажей. Изобразить при помощи шахматных фигур два королевства проще всего. Но останавливаться на этом нельзя. Игры будут чрезвычайно однообразны. Помогите ребенку менять значение фигур, использовать их для изображения самых разных сюжетов. Так, белая королева может превращаться и в прекрасную принцессу, и в добрую фею, и в трудолюбивую падчерицу, черная — в злую волшебницу, в мачеху, в привередливую дочку, в Бабу-Ягу... Не меньше превращений может происходить и с другими фигурами. Одним словом, шахматные фигуры — прекрасный материал для игр на сказочные сюжеты, да и не только на сказочные. Конечно, при этом вовсе не обязательно, чтобы в каждой игре
использовались все фигуры, из них можно отбирать те, которые нужны в данном случае.
Такая игра сюжетная, но уже не ролевая. Иногда ее называют режиссерской. В самом деле, ребенок здесь не берет на себя никакой роли. Он раздает роли солдатикам, шахматным фигурам, куклам, а сам выступает в качестве режиссера, руководящего разыгрыванием того или иного сюжета. От режиссерской игры до игры в воображении — один шаг, и первая легко переходит во вторую.
Очень неплохо, если вы посоветуете ребенку, готовясь к режиссерской игре, заранее сделать необходимые «декорации», например, нарисовать дворцы белого и черного королей, лес, в который злая мачеха посылает падчерицу, и т. п. Такие «декорации» могут быть весьма условными, как при разыгрывании сказок, которое мы описали в разделе «О чем рассказывает сказка» в предыдущих книжках. Они могут напоминать план (или карту) местности, знакомый ребенку по занятиям, описанным в главе «В мире вещей». Но вовсе не следует отрицательно относиться и к рисункам со всяческими украшениями, если ребенок стремится и умеет их создавать.
Нередко и вся режиссерская игра в целом разворачивается ребенком в процессе рисования, без применения фигур, игрушек или какого-либо другого материала. Нарисованные им самим фигурки людей, животных «оживают», вступают между собой в разнообразные взаимоотношения. Солдаты «стреляют», сбивают фашистские самолеты. Сказочные принцессы «танцуют» с принцами, удирают от злой волшебницы... Не все родители понимают, что рисование ребенка во многих случаях тоже игра, которую следует поощрять. Нередко вместо этого внушают ребенку, что так не бывает, что нарисованные люди не могут двигаться, действовать, появляться и исчезать. Конечно, не могут, если исходить из правил «взрослого» рисования. Но детский рисунок — совсем другое дело. Никогда не судите о нем, не разобравшись. И если вся нарисованная вашим сыном картина «про войну» оказывается исчерканной так, что уже ничего на ней не разберешь, не торопитесь с осуждением: «Что ты тут намазюкал?» Лучше попросите ребенка рассказать о своем замысле. Ведь вполне возможно, что шла перестрелка, которая и изображена в виде множества перекрещивающихся линий.
Конечно, далеко не все детские рисунки служат опорой для игры. Но об этом мы поговорим в соответствующей главе книжки.
РАЗДЕЛ 3. ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ
Еще одно направление развития сюжетно-ролевой игры — переход к игре-драматизации. Она может начинаться и до пяти лет. Простейшие драматизации в прошлой книжке мы рекомендовали проводить с четырехлетними детьми для более глубокого их ознакомления со сказкой.
В пятилетнем возрасте драматизация все более «расходится» с сюжетно-ролевой игрой, становится похожей на театральный спектакль. Здесь действуют иные законы, чем в сюжетно-ролевой игре. Необходимо научиться проникать в смысл драматизируемых произведений, изображать манеры и характер персонажей, пользуясь мимикой, жестами, интонацией. Конечно, далеко не все родители сами в достаточной мере владеют актерским мастерством, для того чтобы учить ему ребенка. Но подлинного актерского мастерства и не нужно, требования к драматизации значительно менее жесткие.
Наилучшим материалом для драматизации могут служить сказки, прежде всего народные сказки, героями которых являются животные. У них очень яркие, определенные характеры, внешние повадки. Их интересно и легко изображать. Начинать лучше с давно знакомых ребенку сказок, например, с того же «Колобка». Не беда, если эти сказки раньше служили материалом для других форм работы, в драматизации они выступят по-новому, приобретут заново привлекательность для ребенка.
Значение драматизации для умственного развития состоит как в том, что она позволяет глубже вникнуть в содержание сказки, более полно, чем в других условиях, понять характеристики персонажей, так и в том, что драматизация дает возможность познакомить ребенка с новым для него видом обозначения — обозначением действий и состояний при помощи выразительных движений.
Такие обозначения дети используют и в сюжетно-ролевых играх, изображая, например, как шофер вертит «баранку» или как мама разливает чай. Но в сюжетно-ролевой игре выразительные движения имеют вспомогательное значение, внимание ребенка на них не фиксировано, и если партнер по игре не понимает, что хочет изобразить ребенок, — не беда, это с лихвой может быть компенсировано при помощи слов. Другое дело — драматизация. Она требует намеренного, сознательного изображения, причем такого, которое вполне понятно. А к этому ребенка следует подготовить. В качестве подготовки хорошо использовать небольшие упражнения, которые имеют форму своеобразных загадок.
— Угадай, что я делаю,— говорит мама и изображает, например, причесывание (в руках ничего нет).
— А теперь загадай загадку мне. Ты, наверное, чистишь зубы?
От загадывания простых действий (умывание, одевание, подметание пола т. п.) можно перейти к целым пантомимическим (т. е. изображаемым молча, при помощи движений) сценкам, а потом и к загадыванию состояний, переживаний.
— Отгадай, что я чувствую.
Мама закрывает лицо руками. Она «плачет»... Семейные «спектакли» на первых порах должны быть короткими. Каждый участник последовательно играет несколько ролей, меняя детали костюма (они могут быть очень простыми). И очень хорошо, если при этом есть хотя бы один зритель.
Затевая драматизацию, не стоит заставлять ребенка заучивать свою роль наизусть. Вполне достаточно, если он будет верно передавать общий смысл реплик изображаемых персонажей.
Итак, сюжетно-ролевая игра, «режиссерская» игра, игра-драматизация. Эти три разновидности сюжетной игры отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в умственное (да и не только в умственное) развитие ребенка. Не беда, если ребенок на какое -то время увлечется одной из них, забросив другие. Но лучше, чтобы игры разных типов перемежались между собой. Об этом должны заботиться родители, однако заботиться очень осторожно, ненавязчиво. Вообще руководство игрой по мере роста ребенка, совершенствования его собственных игровых умений становится все более тонким делом, требующим большого такта со стороны взрослого. Слишком велика опасность подавить инициативу и самостоятельность ребенка. Общий принцип здесь состоит в том, чтобы, по мере того как ребенок овладевает каждым типом игры, взрослый все больше «отходит в сторону», передавая ему инициативу и в замышлении игры, и в ее реализации.
Если у вас один ребенок, то, конечно, за вами сохранится функция его партнера по сюжетно-ролевой игре и по игре-драматизации. Однако лучше, если эту функцию удастся передать другим детям. Это могут быть дети соседей, родственников. Не жалейте труда на организацию «детского общества» для своего ребенка. Этот труд окупится серьезным продвижением в его развитии.
В совместную игру детей старайтесь вмешиваться как можно меньше. Выступайте
в функции советчиков. Можно подсказать детям сюжет игры, «подбросить» подходящий игровой материал, Ну, а потом достаточно отвечать на вопросы, если они возникнут в ходе игры. И обязательно быть заинтересованным и доброжелательным зрителем.
Авторы - Л. А. Венгер, А.Л. Венгер.
Это нужно знать всем! Очень содержательные и ценные рекомендации из книги известнейшего детского психолога Л. А. Венгера, автора программ "Развитие" и "Одаренный ребенок"
РАЗДЕЛ 1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА.
Пятилетний возраст, по мнению психологов,— возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети начинают разыгрывать сложные сюжеты, внося в них разнообразное и развернутое содержание. Так что название «дочки-матери» мы оставляем чисто условно, для связи с предыдущими книжками. Куда интереснее пятилетним дошкольникам играть в «космонавтов»... или в «Золушку», «Ивана-царевича»... И первая задача родителей — дать им материал для таких игр, познакомить с событиями в жизни нашей страны, с разными видами труда взрослых, со сказочными сюжетами. В этом помогут детские книжки, телепередачи, наблюдения на прогулках, ваши собственные рассказы.
Основные приемы руководства игрой, помощи ребенку в ее развертывании остаются прежними. Это — всемерное обогащение содержания игр, достигаемое путем введения в игру новых ролей и новых ситуаций, , «подсказывание» ребенку (главным образом путем личного примера) условных, сокращенных способов выполнения игровых действий. При этом пятилетнему ребенку и игровой материал лучше предлагать более условный, чем четырехлетке,— теперь важно, чтобы игрушка, скорее, «намекала» на определенные действия, чем была «буквально» похожа на реальный предмет. Значительно большие возможности появляются в этом возрасте и для изготовления ребенком игрушек-самоделок.
Наиболее важное изменение в игре, которому могут способствовать родители,— переход к ее развернутому предварительному планированию. И здесь снова помогут схемы отношений между ролями.. Такие схемы содержат 2—3 кружка, обозначающих персонажей, которые будут участвовать в игре. Соотношение кружков по величине отражает отношения ответственности и подчинения между персонажами: основной персонаж (главная роль) обозначается большим кружком, остальные — меньшими кружками в зависимости от степени значимости. Если для предыдущего возраста мы рекомендовали применять готовые схемы, то теперь можно перейти к вычерчиванию таких схем вместе с ребенком (а потом и самим ребенком без вашей помощи).
Но главное, чтобы составление схем не было просто упражнениями в рисовании. В его ходе должна идти живая беседа о том, что делает каждый из персонажей, как они относятся друг к другу, как это будет отражено в игре.
Не исключено, что перед ребенком возникнут технические трудности, кружки будут получаться кривыми. В этом случае вместо рисования можно прибегнуть к раскладыванию заранее подготовленных картонных кружков.
Не забудьте, что схема нужна только при обсуждении плана игры. В самом ее ходе обращение к схеме может только повредить, нарушить развертывание живой фантазии ребенка. Разыграть схему, содержащую несколько ролей, вам вдвоем с ребенком удастся, конечно, только при условии смены ролей по ходу игры. Некоторые роли могут исполнять куклы. Еще лучше, если удастся привлечь к участию в игре других детей.
ЭТО ВАЖНО: Не навязывайте ребенку рисование схем, если это его не заинтересует. Ведь схема — только вспомогательный материал, организующий построение замысла.
РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕХОД ИГРЫ "ВНУТРЬ". РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА.
Сюжетно-ролевая игра — сложная, многоплановая деятельность. И она «растет», развивается в разных направлениях. Одно из таких направлений ведет от развернутой игры к игре «в уме», в собственном воображении. Далеко не всегда стоит помогать ребенку, вмешиваться в его замыслы. В пять лет дети, как правило, способны обходиться и без партнеров, а иногда даже без видимых со стороны действий.
Вот как описывает, например, поведение сыНа, которому только что исполнилось шесть, психолог В. С. Мухина.
«Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Тихо лежит около часа.
— Что ты делаешь? Ты заболел?
— Нет. Я играю.
— Как же ты играешь?
— Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».
Этот переход игры «внутрь» — важная веха умственного развития ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Могут ли родители способствовать такому переходу? Конечно. Купите сыну разнообразных солдатиков, и пусть он «командует» сражающимися армиями. Или подскажите ему, что можно поиграть с шахматными фигурами, среди которых есть и короли, и королевы, и офицеры, и всадники. Речь идет в данном случае не об игре в шахматы, а об использовании шахматных фигур в сюжетной игре. Попробуем представить себе, как можно помочь ребенку организовать такую игру.
Папа высыпал на стол шахматные фигуры.
— Смотри, Миша. Этими фигурами играют во «взрослую» игру — шахматы. Это — очень трудная игра. Когда ты немножко подрастешь, я тебя научу в нее играть. А пока с фигурами можно играть и по-другому. Вот эта фигура — король. А это — королева. Видишь, они выше всех. А вот офицеры — они как будто в шлемах. Коня ты, конечно, сразу узнал. У нас это будут всадники — воины на конях. Есть еще фигуры, похожие на башни. Пусть это будут стражи, охраняющие вход в королевский дворец. А остальные все одинаковые. Это — солдаты, слуги короля и королевы и вообще любые люди, которые приходят во дворец. Фигуры есть белые и черные — здесь целых два королевства.
Давай поиграем. Будто белый король хочет пригласить к себе в гости черного короля. С этой стороны у нас будет белое королевство и дворец, около которого стоят стражи. А с этой стороны — черное королевство. Как ты думаешь, кого пошлет белый король к черному королю, чтобы его пригласить к себе в гости?
— Наверное, человека на лошади, чтобы быстрее доехал.
— Хорошо. Вот белый король позвал к себе всадника и говорит: «Скачи скорее к соседнему королю. Скажи, что у меня будет праздник и я его приглашаю в гости». И всадник прискакал. А стража его остановила: «Откуда вы прискакали и зачем вам нужно во дворец?» Что он ответил?
— Меня послал король. Он хочет пригласить вашего короля в гости.
— Пожалуйста,— говорят стражи,— проезжайте...
Игра разворачивается дальше. Не беда, что на первых порах придумывать разные ситуации придется в основном родителям. Скоро и сам ребенок овладеет этим искусством. Его нужно активно вовлекать в игру, постепенно приучая думать и говорить за персонажей. Изобразить при помощи шахматных фигур два королевства проще всего. Но останавливаться на этом нельзя. Игры будут чрезвычайно однообразны. Помогите ребенку менять значение фигур, использовать их для изображения самых разных сюжетов. Так, белая королева может превращаться и в прекрасную принцессу, и в добрую фею, и в трудолюбивую падчерицу, черная — в злую волшебницу, в мачеху, в привередливую дочку, в Бабу-Ягу... Не меньше превращений может происходить и с другими фигурами. Одним словом, шахматные фигуры — прекрасный материал для игр на сказочные сюжеты, да и не только на сказочные. Конечно, при этом вовсе не обязательно, чтобы в каждой игре
использовались все фигуры, из них можно отбирать те, которые нужны в данном случае.
Такая игра сюжетная, но уже не ролевая. Иногда ее называют режиссерской. В самом деле, ребенок здесь не берет на себя никакой роли. Он раздает роли солдатикам, шахматным фигурам, куклам, а сам выступает в качестве режиссера, руководящего разыгрыванием того или иного сюжета. От режиссерской игры до игры в воображении — один шаг, и первая легко переходит во вторую.
Очень неплохо, если вы посоветуете ребенку, готовясь к режиссерской игре, заранее сделать необходимые «декорации», например, нарисовать дворцы белого и черного королей, лес, в который злая мачеха посылает падчерицу, и т. п. Такие «декорации» могут быть весьма условными, как при разыгрывании сказок, которое мы описали в разделе «О чем рассказывает сказка» в предыдущих книжках. Они могут напоминать план (или карту) местности, знакомый ребенку по занятиям, описанным в главе «В мире вещей». Но вовсе не следует отрицательно относиться и к рисункам со всяческими украшениями, если ребенок стремится и умеет их создавать.
Нередко и вся режиссерская игра в целом разворачивается ребенком в процессе рисования, без применения фигур, игрушек или какого-либо другого материала. Нарисованные им самим фигурки людей, животных «оживают», вступают между собой в разнообразные взаимоотношения. Солдаты «стреляют», сбивают фашистские самолеты. Сказочные принцессы «танцуют» с принцами, удирают от злой волшебницы... Не все родители понимают, что рисование ребенка во многих случаях тоже игра, которую следует поощрять. Нередко вместо этого внушают ребенку, что так не бывает, что нарисованные люди не могут двигаться, действовать, появляться и исчезать. Конечно, не могут, если исходить из правил «взрослого» рисования. Но детский рисунок — совсем другое дело. Никогда не судите о нем, не разобравшись. И если вся нарисованная вашим сыном картина «про войну» оказывается исчерканной так, что уже ничего на ней не разберешь, не торопитесь с осуждением: «Что ты тут намазюкал?» Лучше попросите ребенка рассказать о своем замысле. Ведь вполне возможно, что шла перестрелка, которая и изображена в виде множества перекрещивающихся линий.
Конечно, далеко не все детские рисунки служат опорой для игры. Но об этом мы поговорим в соответствующей главе книжки.
РАЗДЕЛ 3. ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ
Еще одно направление развития сюжетно-ролевой игры — переход к игре-драматизации. Она может начинаться и до пяти лет. Простейшие драматизации в прошлой книжке мы рекомендовали проводить с четырехлетними детьми для более глубокого их ознакомления со сказкой.
В пятилетнем возрасте драматизация все более «расходится» с сюжетно-ролевой игрой, становится похожей на театральный спектакль. Здесь действуют иные законы, чем в сюжетно-ролевой игре. Необходимо научиться проникать в смысл драматизируемых произведений, изображать манеры и характер персонажей, пользуясь мимикой, жестами, интонацией. Конечно, далеко не все родители сами в достаточной мере владеют актерским мастерством, для того чтобы учить ему ребенка. Но подлинного актерского мастерства и не нужно, требования к драматизации значительно менее жесткие.
Наилучшим материалом для драматизации могут служить сказки, прежде всего народные сказки, героями которых являются животные. У них очень яркие, определенные характеры, внешние повадки. Их интересно и легко изображать. Начинать лучше с давно знакомых ребенку сказок, например, с того же «Колобка». Не беда, если эти сказки раньше служили материалом для других форм работы, в драматизации они выступят по-новому, приобретут заново привлекательность для ребенка.
Значение драматизации для умственного развития состоит как в том, что она позволяет глубже вникнуть в содержание сказки, более полно, чем в других условиях, понять характеристики персонажей, так и в том, что драматизация дает возможность познакомить ребенка с новым для него видом обозначения — обозначением действий и состояний при помощи выразительных движений.
Такие обозначения дети используют и в сюжетно-ролевых играх, изображая, например, как шофер вертит «баранку» или как мама разливает чай. Но в сюжетно-ролевой игре выразительные движения имеют вспомогательное значение, внимание ребенка на них не фиксировано, и если партнер по игре не понимает, что хочет изобразить ребенок, — не беда, это с лихвой может быть компенсировано при помощи слов. Другое дело — драматизация. Она требует намеренного, сознательного изображения, причем такого, которое вполне понятно. А к этому ребенка следует подготовить. В качестве подготовки хорошо использовать небольшие упражнения, которые имеют форму своеобразных загадок.
— Угадай, что я делаю,— говорит мама и изображает, например, причесывание (в руках ничего нет).
— А теперь загадай загадку мне. Ты, наверное, чистишь зубы?
От загадывания простых действий (умывание, одевание, подметание пола т. п.) можно перейти к целым пантомимическим (т. е. изображаемым молча, при помощи движений) сценкам, а потом и к загадыванию состояний, переживаний.
— Отгадай, что я чувствую.
Мама закрывает лицо руками. Она «плачет»... Семейные «спектакли» на первых порах должны быть короткими. Каждый участник последовательно играет несколько ролей, меняя детали костюма (они могут быть очень простыми). И очень хорошо, если при этом есть хотя бы один зритель.
Затевая драматизацию, не стоит заставлять ребенка заучивать свою роль наизусть. Вполне достаточно, если он будет верно передавать общий смысл реплик изображаемых персонажей.
Итак, сюжетно-ролевая игра, «режиссерская» игра, игра-драматизация. Эти три разновидности сюжетной игры отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в умственное (да и не только в умственное) развитие ребенка. Не беда, если ребенок на какое -то время увлечется одной из них, забросив другие. Но лучше, чтобы игры разных типов перемежались между собой. Об этом должны заботиться родители, однако заботиться очень осторожно, ненавязчиво. Вообще руководство игрой по мере роста ребенка, совершенствования его собственных игровых умений становится все более тонким делом, требующим большого такта со стороны взрослого. Слишком велика опасность подавить инициативу и самостоятельность ребенка. Общий принцип здесь состоит в том, чтобы, по мере того как ребенок овладевает каждым типом игры, взрослый все больше «отходит в сторону», передавая ему инициативу и в замышлении игры, и в ее реализации.
Если у вас один ребенок, то, конечно, за вами сохранится функция его партнера по сюжетно-ролевой игре и по игре-драматизации. Однако лучше, если эту функцию удастся передать другим детям. Это могут быть дети соседей, родственников. Не жалейте труда на организацию «детского общества» для своего ребенка. Этот труд окупится серьезным продвижением в его развитии.
В совместную игру детей старайтесь вмешиваться как можно меньше. Выступайте
в функции советчиков. Можно подсказать детям сюжет игры, «подбросить» подходящий игровой материал, Ну, а потом достаточно отвечать на вопросы, если они возникнут в ходе игры. И обязательно быть заинтересованным и доброжелательным зрителем.
Авторы - Л. А. Венгер, А.Л. Венгер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий